Выставка произведений Ивана Фомича Хруцкого из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь открылась в Художественной галерее Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Выставка посвящена 200-летию со дня рождения художника. Коллекция Ивана Хруцкого формировалась в течение сорока лет, и на сегодняшний день является самым большим собранием работ мастера (24 полотна), написанных как в ранние годы, так и в зрелый период его творчества.
В историю белорусской и русской живописи И.Ф. Хруцкий вошел, прежде всего, как мастер натюрморта, хотя за свою долгую творческую жизнь художник создал не мало портретов, пейзажей, интерьеров, писал иконы.
По рождению и по воспитанию Иван Хруцкий был тесно связан с Беларусью: родился в 1810 в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии в семье униатского священника Фомы Хруцкого, учился в Полоцком высшем пиарском училище, которое окончил около 1827 года и где, вероятнее всего, получил первые профессиональные навыки. Возможно, уже в детские годы у Хруцкого проявился интерес к живописи, а возможно это определилось в годы учебы в училище.
Среди исследователей творчества И.Ф. Хруцкого существует предположение, что в 1827 году, приехав в С.Петербург, Иван Хруцкий брал уроки живописи у Джорджа Доу (1781 – 1829), английского живописца, работавшего в 1818 – 1828 годах в России, а в начале 1830-х поступил вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств. Многое в творчестве И.Ф.Хруцкого обусловлено учебой в Академии художеств. Композиционное и колористическое решение, живописная иллюзионистическая манера воспроизведения предметов в его натюрмортах идет, прежде всего, от академических «штудий цветов и плодов».
Круг его знакомых в Петербурге нам почти неизвестен, но известно, что билет на право копировать в Императорском Эрмитаже в 1830 году он получил «по рекомендации Г–на академика Олешкевича». И.Ф. Хруцкий успешно копировал произведения европейских мастеров XVII – XVIII вв., осмысливая опыт европейского классического искусства, усваивая навыки, приемы письма, законы композиции.
Можно также предположить, что через своих товарищей по учебе в Академии художеств (например, А. Тыранова), молодой художник знакомится с основными принципами преподавания известного русского художника и педагога А.Г. Венецианова (1780 – 1847). С венециановской манерой живописи И.Хруцкого сближает такое же трепетно-внимательное отношение к окружающему предметному миру, изображаемому художником во всех мельчайших подробностях.
В 1836 году Иван Хруцкий получил большую серебряную медаль за картину «Цветы и плоды» (ныне в ГТГ, вариант в НХМ РБ) и звание неклассного художника. В 1837 году успехи Хруцкого были отмечены императором Николаем I, подарившим художнику часы на золотой цепочке «в поощрение к дальнейшим трудам». В 1838 за картины «Цветы и плоды» и «Старуха, вяжущая чулок» (ГТГ) И. Ф. Хруцкого наградили малой золотой медалью Академии художеств.
Разрабатывая принципы натюрморта в русской живописи, И. Хруцкий, безусловно, ориентировался и на определенные образцы европейской живописи XVII – XVIII веков, например, традиционный мотив голландских натюрмортов – полуочищенный лимон со срезанной корочкой, спиралью свисающей со столешницы, стакан, наполовину наполненный водой. Дар художника органично соединять впечатления от классических натюрмортов с новыми смысловыми акцентами, наиболее ярко проявился в натюрмортах 1830-х годов – «Плоды и дыня», «Цветы и фрукты» (1839), «Розы и плоды» (1839). И. Хруцкий нашел свою тему в искусстве и был в первой половине XIX веке в этой теме лучшим и наиболее востребованным.
В 1839 году Иван Хруцкий получил звание академика Императорской Академии художеств «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей», и каждым новым произведением подтверждал уже сложившееся у любителей искусства отношение к нему как к высокопрофессиональному мастеру.
Полотна Ивана Хруцкого во второй половине 1830-х – начале 1840-х годов пользовались большой популярностью у зрителя, привлекая ярким колоритом, праздничностью, репрезентативностью. Художник получал много заказов, отсюда такое обилие вариантов и повторений его натюрмортов.
В эти же годы он создает ряд женских портретов, отличающихся тонким сочетанием душевной теплоты и достоинства в трактовке образа, где свое представление о женской красоте органично соединяет с характерными для времени романтическими настроениями. Значительная роль в них отводилась натюрморту («Портрет неизвестной». Середина 1830-х, «Портрет неизвестной с цветами и фруктами». 1838).
С конца 1830-х годов Хруцкому заказывают свои портреты многие известные лица Беларуси, России, Литвы. В 1838 году написан «Портрет Иосафата Булгака», униатского митрополита, жившего в это время в С. Петербурге, в 1843 – один из лучших в наследии И. Хруцкого «Портрет И.И. Глазунова», крупнейшего петербургского книгоиздателя.
Определенное влияние на творчество И.Ф.Хруцкого оказало искусство европейского бидермейера. В культуре эпохи бидермейера был востребован новый тип художника, сохраняющего связи с академическим искусством, и отвечающим своим творчеством на запросы широкой публики. Одним из определяющих мотивов в творчестве мастеров бидермейера были семейные сцены, портреты в интерьере, портреты детей. В «Портрете девочки в голубом платье» середины 1840-х годов художник соблюдает каноны репрезентативного салонного портрета. Девочка изображена в полный рост, в нарядном платье, на фоне парка. Рядом собачка, своим присутствием оживляющая композицию. В полотне Хруцкого «В комнатах усадьбы художника. Дети перед мольбертом» (1854–1855) в тщательном изображении деталей обстановки, подробностей быта, жизни, естественности изображенного пространства, органичного присутствия в нем детей ощущается искренняя любовь к семье, домашнему очагу.
В 1839 году умер отец художника. На Ивана Хруцкого, как старшего сына, легла ответственность за судьбу матери, братьев и сестер. Он вынужден покинуть Петербург, где уже был широко известен и востребован, и уехать на родину, в Беларусь. В первой половине 1840-х годов он еще успешно участвует в выставках Академии художеств, периодических выставках Общества поощрения художников, работая и в Беларуси, и в Петербурге.
В 1844 году И.Ф. Хруцкий приобрел имение Захарничи недалеко от Полоцка, в 1845 году, женился на Анне Ксаверьевне Бембновской (1822 – ? ). С этого времени художник преимущественно живет и творит на родине, за исключением десятилетия с 1846 по 1854 – 1855 год, когда работает в Вильно по заказам архиепископа (с 1852 – митрополита) Иосифа Семашко. По заказу архиепископа, И. Хруцкий написал 32 портрета (все одного размера) лиц духовного звания, в их числе и «Портрет Викентия Лисовского» (1847), иеромонаха, духовника И. Семашко.
Со второй половины 1850-х годов И. Хруцкий живет в Захарничах, где, вероятнее всего, продолжает заниматься живописью. Однако, документальных свидетельств и художественных произведений, кроме «Автопортрета» 1884 года, хранящегося в ГРМ и натюрморта «Цветы и фрукты» 1869 года из Кировского областного художественного музея, созданных в последние годы его жизни нам неизвестно.
Почти все произведения Ивана Хруцкого, самого знаменитого мастера в живописи Беларуси ХІХ века, представленные на выставке, находятся в постоянной экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь.

Выставка продлится до 10 сентября 2010 года.

2624