«Средиземноморье». Выставка коллажей А.Коновалова и фотографий Л.Левшинова.

В выставке, под общим названием «Средиземноморье», которая объединила в себе множественность своего содержания, выступили в диалоговом партнерстве живописец А. Коновалов и фотограф Л.Левшинов. В своём совместном проекте они осуществили связь художник — зритель (в понятие "зритель" включается и сам художник), где через метафоричность «средиземноморья» повели диалог о соотношении явлений окружающей среды с космосом, когда действительности придаётся новая духовная и эстетическая ценность.
Диалог в искусстве и культуре обеспечивается различными способами. Одним из них является визуальная презентация произведений современного и актуального искусства, которые зачастую без его интерпретации искусствоведами, философами и самими авторами не воспринимаемо.
Современное искусство по своей природе — явление интеллектуальное и требует активной диалоговой коммуникации — зрительской, профессиональной, художнической (художник- зритель, художник-критик, …). Зачастую диалог, представленный в виде произведений искусства, образцов творчества, культурных ценностей, традиций и обычаев является пропуском в мир гармонии и красоты. Он позволяет найти понимание не только на вербальном уровне, но и на уровне смыслов, эмоций, идей.
Как предсказывал, в своей написанной в1820-е годы «Эстетике», Гегель «новейшее искусство отказывает зрителю в непосредственном удовольствии, но уводит его в сферу рефлексии, давая пищу для размышлений о том, что есть искусство вообще», пророчески помещая его в ряд науки и философии.
А.Коновалов – художник, работающий в технике живописного коллажа. Он представил свою новую серию работ под названием «Средиземноморье». Эти работы являются продолжением его размышлений на тему «Фамильного серебра» - тему, над которой он начал работать ещё в 2002 году, пытаясь осознать действительность и своё место в мире. Эти размышления нравственно этического толка о наследии, укладах жизни, этносе красной нитью отзываются в многочисленных его живописных произведениях и графических сериях. Он создаёт образы, соединяющие в себе объективную реальность и субъективное личностное переживание. Сегодня существует мнение, что «произведение» художника в принципе не может быть завершено, т.к. его основные качества, новизна и развитие, перетекая из одного в другое, представляют собой процесс раскрытия основной идеи. Поэтому, чтобы понять мысль художника, необходимо рассматривать ряд его произведений, учитывая, что каждое из них приоткрывает только одно из состояний души. Для художника отдельное произведение является прерванной непрерывностью. И ради того чтобы осуществить связь художник — зритель, художник стремится материализовать свою бесконечную художественную идею в материальную форму, породить мир чувственного резонанса. От своих представлений, фантазий Александр приходит к осязательному чувству материала, используя в работах мягкую поверхность тканей, очертания, покрытые патиной, фактуру бумаги, металлический блеск позолоченных поверхностей, которые придают работам ценность чувственного наслаждения. Его коллажные композиции вызывают в воображении зрителя цепь субъективных мысленных превращений, ассоциаций, умозаключений.
Л.Левшинов – фотограф, который с 1986 года, наряду с репортажной, занимается художественной фотографией. Он представил проект «Percepston» (восприятие), в котором сделал попытку при помощи фотографии передать свои ощущения, возникшие у него при рассматривании картины А.Коновалова «Средиземноморье». Многослойная фактура поверхности холста с визуальными тактильными ощущениями, заданное ритмическое построение, колористические находки автора, построенные на нюансных переходах с внесением насыщенных контрастных элементов, позволили Л.Левшинову увидеть микрокосм всей композиции. На уровне диалога художник-художник к нему пришло вдохновение на создание десяти отдельных композиций со своим субъективным видением. Данные им названия для каждой фото композиции, такие как «Все мы в одной лодке», «Глубины», «Христианство в Средиземноморье», «Навстречу неизвестности», «Трагическое море» и другие раскрывают суть его философского восприятия.
А.Коновалов и Л.Левшинов подняли вопрос о процессе творчества и его восприятия зрителем, демонстрируя разные подходы в творчестве и его трактовки на примере одного произведения. Доказывая, что взаимообмен информацией двух сторон позволяет более точному пониманию людей, их совместному сопереживанию и сотрудничеству, но одновременно указывая на высокую степень субъективности. Образование, вкусы, предпочтения, этнокультура – всё это составляющие и творчества и восприятия.
Восприятие зрителя в значительной степени отличается от "визуального мышления" художника, потому как зритель в момент восприятия мысленно "воссоздает" содержание из увиденной формы, а художник все время идёт вперед в своих мыслях, полёте фантазии.

Выставка открывается 3 мая в 16.00 в Художественной галерее Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Справки по телефону: (0214) 42 41 35, 42 36 32

986