Памятники каменного зодчества Древнего Полоцка (по материалам раскопок М.К.Каргера из собрания Новгородского музея)


Выставка «Памятники каменного зодчества Древнего Полоцка» посвящена самому раннему периоду истории полоцкой архитектуры, большая часть сооружений которого была утрачена, а немногочисленные сохранившиеся — значительно перестроены. Они привлекли внимание специалистов еще в конце XIX в., но только в XX в. были проведены архитектурно-археологические исследования этих построек.

Значительный вклад в изучение полоцкого зодчества внес Михаил Константинович Каргер (1903—1976) — видный археолог и историк искусства, доктор исторических наук. Перечень наиболее крупных исследований, осуществленных под его руководством в 1930—1960-х гг., включает более тридцати памятников древнерусского зодчества в Новгороде, Киеве, Киевской земле, Переяславе-Хмельницком, Галиче, Владимире-Волынском, Полоцке, Новогрудке, Витебске. В процессе этих работ М. К. Каргер отбирал строительные и декоративные материалы, которые до передачи в Новгородский музей в 1985 г. хранились в ЛОИА АН СССР вместе с коллекциями других исследователей.

На выставке представлена небольшая часть полоцких «каргеровских» материалов. Самые ранние из них — кирпичи со знаками, клеймами и рисунками, а также лекальная плинфа для тонких полуколонок. Эти материалы были обнаружены в ходе исследования главного храма Полоцка — Софийского собора, возведенного в середине XI в. М. К. Каргер в 1967 г. открыл под полом существующего храма, заново построенного в середине XVIII в., участки стен с росписями и фундаменты первоначального сооружения.

Большой собор Бельчицкого монастыря (20—30-е XII в.) был частично раскопан М. К. Каргером в 1965 г. Этот шестистолпный трёхапсидный храм с тремя притворами был возведен, как полагают исследователи, киевскими мастерами после значительного перерыва в каменном строительстве Полоцка. По мнению О. М. Иоаннисяна, этот собор впервые в истории зодчества Руси имел центрическую композицию, которая на рубеже XII—XIII вв. станет основой для построения башнеобразных — с устремленной вверх композицией — храмов. Из Большого собора происходят представленные на выставке кирпичи хорошего обжига — лекальные плинфы, а также кирпичи с углубленными клеймами и рельефными знаками. По мнению П. А. Раппопорта, эти знаки на торцах были производственными, они имели наиболее широкое применение и употреблялись также в черниговском, рязанском, смоленском и гродненском зодчестве. Их ставили на верхний кирпич каждого штабеля сырцов, отмечая день формовки или партию, предназначенную для обжига.

На территории второго крупнейшего монастыря — Спас-Евфросиньева — в 1961—1964 гг. М. К. Каргер раскрыл большой четырехстолпный храм с тремя галереями, в котором были обнаружены кирпичные склепы — особенно много в галереях — преимущественно с мужскими погребениями. Храм обладал богатым внутренним убранством, о чем свидетельствовали многочисленные фрагменты фресок, в том числе выразительные лики, поливные керамические плитки пола и смальта мозаичного пола, лучшие образцы которых включены в состав выставки. М. К. Каргер датировал это сооружение началом XII в. на основании некоторых его особенностей, в том числе, применения мозаик. Другие исследователи полагают, что храм был возведен в 30-е гг. XII в. киевским или византийским зодчим. М. К. Каргер считал также, что именно этот храм был первоначальной усыпальницей полоцких епископов, упоминаемой в Житии преподобной Евфросинии в обращении епископа Ильи: «…Есть церкви всемилостивого Спаса Сельце, идеже братья наша лежат преже нас бывшиеепископи».

В 1962 и 1967 гг. с внешней стороны рва Детинца М. К. Каргер обнаружил развал плинф со знаками на торце, а также две гробницы, сложенные из кирпичей с крупными рельефнымизнаками на постелистой стороне — личными знаками князей-заказчиков, по мнению П. А. Раппопорта. Среди представленных на выставке материалов располагаются и эти редкие — подобные выявлены лишь в нескольких древнерусских памятниках — находки.

В ходе раскопок под руководством М. К. Каргера на территории Детинца к северу от Софийского собора в 1966—1967 гг. были раскрыты остатки ранее неизвестного храма — шестистолпного, с центральной полукруглой апсидой, боковыми — прямоугольными снаружи и полукруглыми внутри, а также примыкавшими с севера и юга притворами с апсидами. Плинфы со знаками на торцах, кирпичи с полукруглым или остроугольным торцом, поливные керамические плитки пола из этой церкви также вошли в состав выставки. М. К. Каргер полагал, что этот храм в Детинце — прототип центрической башнеобразной церкви Михаила Архангелав Смоленске (конец 80-х — начало 90-х гг. XII в.) и датировал его 60—80-ми гг. XII в. По мнению И. О. Иоаннисяна, полоцкое зодчество в III четверти XII в., создав этот новый для восточно-христианского мира тип храма, опередило те стилистические поиски, которые охватили древнерусское зодчество лишь в конце XII в.

П. А. Раппопорт в 1970-х гг. обнаружил с внешней стороны рва Детинца — на месте развала плинф — остатки большой апсиды неизвестного храма. Он выявил совпадение сложных знаков на торцах плинф храмов на Рву и в Детинце, свидетельствующее о хронологической близости этих построек. Однако храм на Рву, плинфы которого немного больше по размерам, был, по мнению исследователя, более ранним.

Изучение памятников, начатое М. К. Каргером в 1960-х гг., было продолжено другими учеными. Детальное исследование остатков каждого памятника — стен, фундаментов или фундаментных рвов — помогало выявить его типологические, стилистические и технико-технологические особенности. Анализ находок — плинф, в том числе лекальных, фрагментов росписей и смальт, каменных плит, плиток пола — способствовал формированию представлений о первоначальных архитектурных формах и декоративном убранстве храмов. Сопоставление материалов, происходящих из разных памятников, позволяло определить причастность создавших их мастеров к той или иной архитектурно-художественной традиции, а также — в случае отсутствия сведений письменных источников о времени возведения построек — датировать их. Результаты многолетних работ и привели в конечном итоге к выводу «о сложении полоцкой школы как совершенно оригинального явления древнерусского зодчества» (О. М. Иоаннисян).

На выставке «Памятники каменного зодчества Древнего Полоцка» впервые представлены разнообразные материалы из раскопок М. К. Каргера, свидетельствующие об активной строительной и художественной деятельности, о высоком уровне развития материальной и духовной культуры Полоцкого княжества в середине XI—XII вв.

491