Прерванный полет...

Внимание наших посетителей на протяжении двух лет привлекает необычных экспонат на постаменте – двигатель советского дальнего бомбардировщика Ил-4.
У этого экспоната необычная и трагическая история. В феврале 2015 из болота д.Межное Кличевского района поисковиками историко-патриотического клуба «ВИККРУ» подняты останки самолета, уничтоженного фашистским истребителем в октябре 1943 года над Кличевскими лесами.

Из болота в Кличевском районе подняли остатки советского бомбардировщика Ил-4 http://naviny.by/rubrics/society/2015/02/13/ic_articles_116_188226
Историю о падении самолета поисковикам рассказали жители деревни Межное, которые наблюдали за этой трагедией осенним вечером 1943 года. С их слов, советский бомбардировщик был сбит немецким истребителем. Самолет задымил и резко начала падать на лес.
Летчик и штурман выбросились на парашютах (как выяснилось позже, бортрадист и стрелок к тому времени были уже мертвы), а самолет рухнул в болото.
Утром местные жители вместе с партизанами направились к месту взрыва, где увидели торчащий из болота хвост самолета, а вокруг множество обломков. Висящим на ветвях большой ели на парашютных стропах был обнаружен и один из летчиков. Раненый, он провел здесь всю ночь и только с помощью местных жителей смог спуститься на землю.
Ребята из могилевского поискового отряда «Виккру» заинтересовались этой историей. Учитывая прошлогодний успешный опыт поиска и подъема экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 у деревни Макаренцы Могилевского района, было принято решение самолет поднять и установить имена погибших членов экипажа.
Координацию работ взяло на себя главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома и руководство Кличевского райисполкома.
Специалисты Гончанского лесничества Кличевского лесхоза прорубили около километра просеки среди болотистого леса, а ПМК-89 «Водстрой» предоставило необходимую технику. И как только установилась морозная погода в конце января, приступили к работе тяжелая техника, поисковики «Виккру» и ребята из кружка «Военная история Беларуси» областного центра творчества.
Все работы проводились в тесном взаимодействии со специалистами 52-го специализированного поискового батальона Минобороны, саперно-пиротехнической группы в/ч 5527.
Благодаря упорной и самоотверженной двухдневной работе из промерзшей торфяной жижи были подняты номерные детали самолета и костные останки двух погибших летчиков.
По номерам двигателей самолета с помощью российских коллег поискового форума «Тризна» был установлен номер самолета (№ 11013). Таким образом, только через 70 с лишним лет открылись обстоятельства гибели советского бомбардировщика и двух членов его экипажа.
Как выяснилось, 27 октября 1943 года пять экипажей Ил-4 17-го гвардейского бомбардировочного авиаполка авиации дальнего действия вылетели с аэродрома Адуево (северо-восточнее города Медынь (тогда — Смоленская, ныне — Калужская область) с боевым заданием бомбардировки железнодорожного узла Минск. Среди них был и экипаж гвардии младшего лейтенанта Климаченкова.
В наградном листе на командира, обнаруженном поисковиками на сайте ОБД «Мемориал», об этом вылете говорится следующее: «27.10.43 г. при налете на ж.д. узел Минск, пройдя линию фронта был атакован немецким истребителем противника, при этом стрелок и радист были убиты, машина сгорела, сам гвардии мл. лейтенант Климаченков со штурманом Гвоздовским спустились на парашютах на территорию, занятую противником. После многих усилий добрался до партизанского отряда, откуда был переброшен через линию фронта. 25.01.1944 г. Климаченков вернулся в часть и снова вошел в строй боевых летчиков…».
А подтверждение того, что советский бомбардировщик ДБ-3 (Ил-4) был сбит 27 октября на высоте 4600 м в квадрате Межное, было найдено у немецкого летчика, его группа ночных истребителей осенью 1943 года базировалась в Орше.
Штурман самолета гвардии старшина Алексей Гвоздовский (1918 г.р., уроженец Воронежской области) выпрыгнул из горящего самолета вместе с командиром и с помощью партизан возвратился в свой полк. 9 июля 1944 года в составе другого экипажа вторично был сбит и не вернулся с боевого задания.
Воздушный стрелок-радист — начальник связи авиаэскадрильи гвардии старшина Вячеслав Хайлов (1919 г.р., уроженец Москвы) и воздушный стрелок-радист младший сержант Хаким Музаффаров (1923 г.р., уроженец Ташкента) погибли. До 3 февраля 2015 года они числились пропавшими без вести.
---
В городском сквере летом 2015 года было торжественное перезахоронение останков летчиков и установлен памятник.

Дополнительные ссылки:
http://klichev.gov.by/velpobeda/stipub/2748.html
http://klichev.gov.by/velpobeda/stipub/2747.html
https://www.youtube.com/watch?v=tS6ecf5ov10

635