Сёстры Хатыни. Трагедия и боль памяти

75 лет назад, 22 марта 1943 года, карательный отряд уничтожил деревню Хатынь. 149 жителей были расстреляны или сгорели заживо. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения на территории СССР, оккупированной Германией, а другие деревни, сожженые немцами, стали называть сёстрами Хатыни.

За годы оккупации немцы организовали и провели против партизан и мирного населения Кличевской партизанской зоны более пяти карательных операций. Они сожгли в районе 69 деревень (до войны их было 144). Полностью разрушили авиацией и танками районный центр Кличев, уцелело несколько домов. Уничтожили более трёх тысяч граждан, 580 юношей и девушек вывезли в Германию на принудительные работы.

В память о жертвах оккупационного режима возведена мемориальная стена памяти у входа гражданского кладбища в Кличеве.


Пусть склонится, товарищ, твоя голова
Перед скорби звучаньем.
Есть минута, когда исчезают слова,
Есть минута молчанья.


В августе 1942 г. кличевские партизаны вели бои в блокаде, которая называлась «Адлер» («Орел»). Во время блокады немцы, упустив партизан, жестоко расправились с мирным населением. Они сожгли в районе 22 деревни, в их числе - Вязень и Селец, которые не возродились после войны. 140 жителей этих деревень – женщин, детей, стариков - каратели батальона Оскара Дирлевангера согнали к яме в поле и расстреляли, а их дома разграбили и сожгли. Батальон Дирлевангера был сформирован из уголовных преступников, которые не знали жалости. 15 июня 1942 г. они уничтожили 1800 жителей д. Борки Кировского района. 22 марта 1943 г. под их автоматами пала Хатынь. Три роты кровавого батальона уничтожили в Беларуси более 120 тысяч мирных жителей.

О трагедии дд. Вязень и Селец напоминает мемориал, который является составной частью Усакинского мемориального комплекса партизанской славы.

В центре мемориала - памятник «расколотая хата» – символ мирной жизни, разрушенной войной, ненавистью, жестокостью. У подножия памятника – могила, где люди обрели свой последний приют.

На месте невозрожденных деревень - две могилы – раскрытые курганы. В центре курганов установлен камень с названием деревни и обращением к нынешнему поколению:

Прыпыніцеся! Тут, дзе смуткуюць зялёныя шаты,
Дзе калісьці жыццё, як празрысты струмень гаманіла,
Песню шчасця, дзяцінства спынілі фашысцкія каты.
Будзьце ж пільнымі! – Вас заклікаюць нямыя магілы.


Той скрываўлены ранак быу чорным ад горкага дыму,
І дрыжэла зямля ад смяротнага стогну ахвяр.
Боль пякучы ў сэрцы стрымайце, беражыце Радзіму,
Каб ніколі не выбухнуў новы ваенны пажар!


С высоты птичьего полета мемориал напоминает православный крест – символ глубокой боли и страданий.

Из воспоминаний Михненок Елены Максимовны, уроженки д. Ореховка:

«Осенью 1943 г. сельчане убирали картошку. Внезапно налетели немецкие самолеты и стали бомбить деревню. Земля стонала под ногами. Все люди бросились с поля в лес, а я бегу в деревню, под бомбы – там дети! Вскочила в хату – нет детей! Окна вылетели, все кругом горит, самолеты опять зашли над деревней и поливают свинцом. Я обезумела и бегаю вокруг дома. Рядом рос олешник. Оттуда кричат: «Спасайся, твоих детей увели!» Я побежала в олешник. На моих глазах загорелись наши хаты. Никто не тушил, не спасал добро, каждый думал - как выжить, как сохранить детей. В лесу я отыскала всех своих детей. Их увела соседка Совчиха. Из леса пришли домой на пожарище. Картошка вся попеклась. Этим и поели. Ночевали в саду. Затем жили у родственников, пока не соорудили землянку. В землянке жили 3 года. Прожив столько лет, я не могу спокойно вспоминать военное лихолетье. Как мы выжили, самим не понятно».


Материалы из фондов
Кличевского краеведческого музея
Главный хранитель краеведческого музея Т.Н.Костюкевич

618