Женщины в истории Новогрудка. Часть 2. Раина Громычина-Маньковская.

Друзья, а вы знаете что-нибудь о ведьмах-травницах-целительницах, которые когда-то жили в Новогрудке? Если нет, тогда мы вам сейчас расскажем!

Это было давно, еще в 1603 году, в Новогрудском уезде родилась девочка - Раина Маньковская. Когда красавице исполнилось 17 лет, православный священник Мартин Громыко женился на ней, и пара переехала в деревню Ятра. Там Раина занималась лечением людей заговорами и травами, которые она знала с детства. За это люди считали ее целительницей или колдуньей.
Кстати, мы никогда бы не узнали о нашей землячке, если бы не Ян Станислав Сапега, который вошел в историю прежде всего из-за позорного суда над нашей «ведьмой», Раиной. Дело в том, что к концу своей жизни у Яна Станислава Сапеги появились симптомы психического заболевания, которые непосредственно повлияли на начало охоты на ведьм в его имениях.
А история началась с того, что женщина, подозреваемая в колдовстве, назвала Раину Громычину своей «коллегой». Доносчица уверяла, что Раина была очень сильной ведьмой.
По данным исследователей, в 1629 году Раина Громычина была приглашена лечить пятилетнего и единственного сына Яна Станислава Сапеги. И действительно, когда пришла целитильница, ребенку стало легче. Но не успела Раина покинуть дом магната, как сын Ян Станислава умер. Тогда же Ян Станислав почувствовал те же симптомы болезни, что и его сын.
Конечно, во всем обвинили «ведьму». Раину схватили. Процесс длился два года. Естественно, за это время нашли свидетелей так называемого «колдовства» - особенно это касалось акушерской деятельности Раины. Громычина просила освободить ее из тюрьмы и обещала сделать так, что Ян Станислав будет здоров и скоро снова женится. Муж Раины, священник Мартин Громыко, который лично освящал травы, собранные Раиной, также говорил, что его жена не была колдуньей, иначе, как он мог бы жить с ней.
История закончилась тем, что Раина была признана не только колдуньей, но и «чернокнижницей». И, естественно, инквизиция «за связь с нечистой силой» предала женщину-цилицельницу огню. Это произошло в 1631 году в окрестностях Слонима. Но Раине удалось сказать свои последние слова Сапегам: «Чтоб им было, как мне». Действительно, вскоре после казни «ведьмы» умирает отец Яна Станислава, Лев Сапега. Сразу за ним и жена Яна Станислава, Гризельда Веселовская. Сам Ян Сапега умер в 1635 году, пережив отца и свою последнюю жену всего на несколько лет. И таким образом оборвался род Сапегов по линии всем известного канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги и его старшего сына Яна Станислава.
Друзья, а как вы считаете, была ли Громычина-Маньковская настоящей ведьмой? Или просто молодая женщина оказалась заложницей обстоятельств, времени и места? Ждем ваших ответов, мнений и самых фантастических идей!

852