Александр Мамкин

Сегодня, 17 апреля исполняется 79 лет со дня гибели легендарного лётчика, спасавшего детей во время Великой Отечественной войны.

Александр Мамкин родился на хуторе Крестьянский Коротоякского уезда Воронежской губернии в крестьянской семье. С 1931 года трудился в колхозе.

В 1934 году поступил в Орловский финансово-экономический техникум.

В 1936 году по окончании техникума поступил по специальному направлению в Балашовскую лётную школу Гражданского воздушного флота (ГВФ) в составе 9-го набора курсантов.

После окончания с отличием лётной школы был направлен на работу в Таджикское управление ГВФ.

С началом Великой Отечественной войны попросился на фронт добровольцем. С 1942 года включён в состав 105-го отдельного гвардейского авиационного полка Гражданского воздушного флота (105-й ОГАП ГВФ), привлечённого к обеспечению операций Действующей армии.

За время службы совершил более 70 ночных вылетов в тыл врага в расположение партизанских отрядов на самолёте Р-5.

Весной 1944 года немецкое командование решило провести карательную операцию «Весенний праздник» (Frühlingsfest) против партизанских отрядов Полоцко-Лепельской партизанской зоны, конечная цель — полное их уничтожение. Для чего стало стягивать вокруг партизанской зоны дополнительные силы, в частности, снятые с фронта части.

Нахождение детей на партизанских территориях стало небезопасным, в любое время могли начаться тяжёлые бои с немецко-фашистскими захватчиками. Детей обязательно необходимо было переправить за линию фронта на Большую землю. Штабом партизанского соединения было решено в конце марта — начале апреля 1944 года по договорённости с командованием 1-го Прибалтийского фронта осуществить эвакуацию детей самолётами в советский тыл.

Эта вынужденная эвакуация детей из партизанской зоны на Большую землю стала вторым этапом операции «Звёздочка».

Командующий 1-м Прибалтийским фронтом И. Х. Баграмян, в зоне действия которого находилась эта местность, распорядился силами 3-й воздушной армии вывезти детей. В ходе многодневного второго этапа операции в советский тыл по воздуху было эвакуировано около 200 человек, детей с большей частью воспитателей и несколько десятков раненых партизан, а партизанам доставлены боеприпасы.

В конце марта — начале апреля 1944 года эту эвакуацию осуществили лётчики 105-го отдельного гвардейского авиаполка ГВФ (этот авиаполк Гражданского воздушного флота был включён в состав действующей армии), базировавшегося тогда у деревни Войлово, расположенной в 30 километрах к северу от города Велиж Смоленской области.

На партизанский аэродром, организованный на покрытом льдом озере Вечелье рядом с деревней Ковалевщина южнее города Ушачи Витебской области, по нескольку раз в сутки стали прилетать за детьми и ранеными партизанами из-за линии фронта лётчики Дмитрий Кузнецов, Николай Жуков на самолётах По-2, Александр Мамкин на более вместительном специально подготовленном для грузовых операций самолёте Р-5 и другие лётчики.

В начале апреля 1944 года фашисты заканчивали сосредотачивать группировку войск для проведения карательной операции «Весенний праздник» против белорусских партизан, и пришлось ускорить эвакуацию детей, проводившуюся в соответствии со вторым этапом операции «Звёздочка».

На 10-е апреля в тылу врага на освобождённой партизанами территории Полоцко-Лепельской партизанской зоны ещё оставалось 28 детей.

Александр Мамкин уже выполнил за время 2-го этапа операции «Звёздочка» с конца марта восемь успешных ночных рейсов, каждый раз управляя максимально загруженным детьми и ранеными партизанами самолётом. В очередном полёте ночью 11 апреля 1944 года Мамкину предстояло эвакуировать на Большую землю 13 человек: семерых детей в кабине стрелка, ещё трёх детей и воспитательницу — в специальном грузовом контейнере под фюзеляжем, и в подвешенных под нижними консолями крыла торпедообразных контейнерах — двух тяжелораненых партизан.

На рассвете, при возвращении с пассажирами, около линии фронта самолёт был обстрелян зенитками, а над самой линией фронта — атакован немецким ночным перехватчиком: на этот раз осколки снарядов попали в двигатель, и тот загорелся, а лётчик был ранен в голову. Линию фронта тяжелораненый лётчик пересёк, управляя горящим самолётом. Согласно инструкции, ему следовало набрать высоту и покинуть горящую машину с парашютом, но он, имея живых людей на борту, не сделал этого. От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота — тлела одежда, плавились шлемофон и лётные очки. Но Мамкин продолжал удерживать в повиновении трудно управляемый самолёт, пока не нашёл подходящую площадку на берегу озера Болныря уже за линией фронта в расположении частей Красной Армии, где самолёт и совершил посадку, выкатившись на лёд озера. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда. При аварийной посадке лётчика выбросило из кабины самолёта в снег, и он потерял сознание.

Представление на так и не присвоенное посмертно звание Героя Советского Союза гвардии лейтенанту Мамкину Александру Петровичу, направленное 105-м ОГАП ГВФ в Управление кадров ГУ ГВФ от 28.06.1944г.

Прибывшие на место посадки бойцы Красной Армии доставили лётчика в госпиталь, но ожоги и ранение были слишком сильны. Через шесть дней, 17 апреля 1944 года, Александр Мамкин скончался в госпитале. Все 13 пассажиров самолёта в этом последнем для лётчика рейсе остались живы.

Всего за время многодневного второго этапа операции «Звёздочка» Александр Мамкин эвакуировал более 90 человек — детей, воспитателей и раненых партизан.

В статье «Подвиг Александра Мамкина», написанной Людмилой Жуковой, дочерью однополчанина Александра Петровича Мамкина, есть строки:

«Медики не могли объяснить, как мог управлять полётом и посадкой тяжелораненый человек в пылающей кабине, с вплавившимися в лицо очками-«консервами».»

Александр Петрович Мамкин был похоронен в деревне Маклок недалеко от города Велиж Смоленской области.

В 1970-е годы его прах торжественно перезахоронили на воинское мемориальное кладбище «Лидова гора».

352