Александр Мамкин

×

Статус

Спасибо за голос!

Сегодня, 17 апреля исполняется 79 лет со дня гибели легендарного лётчика, спасавшего детей во время Великой Отечественной войны.

Александр Мамкин родился на хуторе Крестьянский Коротоякского уезда Воронежской губернии в крестьянской семье. С 1931 года трудился в колхозе.

В 1934 году поступил в Орловский финансово-экономический техникум.

В 1936 году по окончании техникума поступил по специальному направлению в Балашовскую лётную школу Гражданского воздушного флота (ГВФ) в составе 9-го набора курсантов.

После окончания с отличием лётной школы был направлен на работу в Таджикское управление ГВФ.

С началом Великой Отечественной войны попросился на фронт добровольцем. С 1942 года включён в состав 105-го отдельного гвардейского авиационного полка Гражданского воздушного флота (105-й ОГАП ГВФ), привлечённого к обеспечению операций Действующей армии.

За время службы совершил более 70 ночных вылетов в тыл врага в расположение партизанских отрядов на самолёте Р-5.

Весной 1944 года немецкое командование решило провести карательную операцию «Весенний праздник» (Frühlingsfest) против партизанских отрядов Полоцко-Лепельской партизанской зоны, конечная цель — полное их уничтожение. Для чего стало стягивать вокруг партизанской зоны дополнительные силы, в частности, снятые с фронта части.

Нахождение детей на партизанских территориях стало небезопасным, в любое время могли начаться тяжёлые бои с немецко-фашистскими захватчиками. Детей обязательно необходимо было переправить за линию фронта на Большую землю. Штабом партизанского соединения было решено в конце марта — начале апреля 1944 года по договорённости с командованием 1-го Прибалтийского фронта осуществить эвакуацию детей самолётами в советский тыл.

Эта вынужденная эвакуация детей из партизанской зоны на Большую землю стала вторым этапом операции «Звёздочка».

Командующий 1-м Прибалтийским фронтом И. Х. Баграмян, в зоне действия которого находилась эта местность, распорядился силами 3-й воздушной армии вывезти детей. В ходе многодневного второго этапа операции в советский тыл по воздуху было эвакуировано около 200 человек, детей с большей частью воспитателей и несколько десятков раненых партизан, а партизанам доставлены боеприпасы.

В конце марта — начале апреля 1944 года эту эвакуацию осуществили лётчики 105-го отдельного гвардейского авиаполка ГВФ (этот авиаполк Гражданского воздушного флота был включён в состав действующей армии), базировавшегося тогда у деревни Войлово, расположенной в 30 километрах к северу от города Велиж Смоленской области.

На партизанский аэродром, организованный на покрытом льдом озере Вечелье рядом с деревней Ковалевщина южнее города Ушачи Витебской области, по нескольку раз в сутки стали прилетать за детьми и ранеными партизанами из-за линии фронта лётчики Дмитрий Кузнецов, Николай Жуков на самолётах По-2, Александр Мамкин на более вместительном специально подготовленном для грузовых операций самолёте Р-5 и другие лётчики.

В начале апреля 1944 года фашисты заканчивали сосредотачивать группировку войск для проведения карательной операции «Весенний праздник» против белорусских партизан, и пришлось ускорить эвакуацию детей, проводившуюся в соответствии со вторым этапом операции «Звёздочка».

На 10-е апреля в тылу врага на освобождённой партизанами территории Полоцко-Лепельской партизанской зоны ещё оставалось 28 детей.

Александр Мамкин уже выполнил за время 2-го этапа операции «Звёздочка» с конца марта восемь успешных ночных рейсов, каждый раз управляя максимально загруженным детьми и ранеными партизанами самолётом. В очередном полёте ночью 11 апреля 1944 года Мамкину предстояло эвакуировать на Большую землю 13 человек: семерых детей в кабине стрелка, ещё трёх детей и воспитательницу — в специальном грузовом контейнере под фюзеляжем, и в подвешенных под нижними консолями крыла торпедообразных контейнерах — двух тяжелораненых партизан.

На рассвете, при возвращении с пассажирами, около линии фронта самолёт был обстрелян зенитками, а над самой линией фронта — атакован немецким ночным перехватчиком: на этот раз осколки снарядов попали в двигатель, и тот загорелся, а лётчик был ранен в голову. Линию фронта тяжелораненый лётчик пересёк, управляя горящим самолётом. Согласно инструкции, ему следовало набрать высоту и покинуть горящую машину с парашютом, но он, имея живых людей на борту, не сделал этого. От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота — тлела одежда, плавились шлемофон и лётные очки. Но Мамкин продолжал удерживать в повиновении трудно управляемый самолёт, пока не нашёл подходящую площадку на берегу озера Болныря уже за линией фронта в расположении частей Красной Армии, где самолёт и совершил посадку, выкатившись на лёд озера. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда. При аварийной посадке лётчика выбросило из кабины самолёта в снег, и он потерял сознание.

Представление на так и не присвоенное посмертно звание Героя Советского Союза гвардии лейтенанту Мамкину Александру Петровичу, направленное 105-м ОГАП ГВФ в Управление кадров ГУ ГВФ от 28.06.1944г.

Прибывшие на место посадки бойцы Красной Армии доставили лётчика в госпиталь, но ожоги и ранение были слишком сильны. Через шесть дней, 17 апреля 1944 года, Александр Мамкин скончался в госпитале. Все 13 пассажиров самолёта в этом последнем для лётчика рейсе остались живы.

Всего за время многодневного второго этапа операции «Звёздочка» Александр Мамкин эвакуировал более 90 человек — детей, воспитателей и раненых партизан.

В статье «Подвиг Александра Мамкина», написанной Людмилой Жуковой, дочерью однополчанина Александра Петровича Мамкина, есть строки:

«Медики не могли объяснить, как мог управлять полётом и посадкой тяжелораненый человек в пылающей кабине, с вплавившимися в лицо очками-«консервами».»

Александр Петрович Мамкин был похоронен в деревне Маклок недалеко от города Велиж Смоленской области.

В 1970-е годы его прах торжественно перезахоронили на воинское мемориальное кладбище «Лидова гора».

366